Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Каратузская средняя общеобразовательная школа  имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова" Каратузского района Красноярского края

 

   

 

Одаренные дети

 

 

ШКОЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

(пояснительная записка)

 

Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

 

 

1.     Концепция работы с одаренными детьми.

 

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

 

-         дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

-         дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-         дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

 

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

 

-         высокие умственные возможности;

 

-         способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

 

-         потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

 

-         способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

 

-         обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

 

Стратегия ускорения обучения.

 

Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

 

         Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

 

-         учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

 

-         учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

 

-         необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.

 

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

 

Способы ускорения:

 

1.     Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

2.     Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);

3.     «перепрыгивание» через класс;

4.     профильные классы;

5.     радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

 

 Стратегия обогащения обучения.

         Стратегия обогащения включает несколько направлений:

-         расширение кругозора;

-         освоение знаний об окружающем мире;

-         самопознание;

-         углубление в предметы;

-         освоение метазнаний (знаний о знаниях).

 

Реализация в практике обучения:

 

1.     Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

 

2.     Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

 

3.     Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

 

4.     Каникулярные формы и программы:

 

А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

 

Б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;

 

В) погружение в изучение предметов.

 

     При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

 

1.     Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

 

2.     Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также  опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

 

3.     Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация. 

 

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1.     Позитивная Я-концепция.

2.     Целеустремленность и настойчивость.

3.     Зрелость.

4.     Эмоциональная стабильность.

 

5.     Доброжелательность.

6.     Эмпатийность.

7.     Рефлексивность.

8.     Широкий кругозор.

9.     Активность.

10.   Гибкость ума.

11.   Креативность.

12.   Стрессоустойчивость.

13.   Хорошее здоровье.

14.   Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15.   Уметь индивидуализировать обучение:

-         уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

-         уметь модифицировать учебные программы;

-         уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

-         использовать активные формы и методы обучения;

-         уметь организовать консультирование учащихся;

-         умение организовать учебное сотрудничество;

 

         Таким образом, в педагогической науке и практике обучения одаренных детей накоплен определенный опыт организации процесса обучения и воспитания умственно-одаренных детей

 

     Школьная целевая программа работы с одаренными детьми

в МБОУ «Каратузская СОШ»

 

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

 

Задачи развития:

-         развитие личности одаренных учащихся;

-         развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

-         развитие позитивной Я-концепции;

-         развитие творческой самостоятельности;

-         развитие коммуникативных умений;

-         развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

-         Осуществление индивидуализации обучения;

-         Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

-         Формирование системности в знаниях по разным предметам;

-         Повышение качества обучения;

-         Осуществление мероприятий по социальной адаптации  одаренных учеников.

 

Принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процесса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

 

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

 

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения одаренного ученика применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

 

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. Кроме того, этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

 

Направления реализации программы:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

-         социально-психологическое изучение учащихся школы;

-         отбор одаренных детей;

-         психологическое обследование одаренных учащихся;

-         психофизиологическое и медицинское обследование одаренного ученика;

-         психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

-         беседы с родителями одаренного ученика;

 

2.     Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ученика.

-         создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных учащихся;

-         Создание развернутых характеристик на одаренных учащихся;

-          Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

-         Разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым.

-         Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

-         Организация психолого-педагогического семинара для учителей.

-         Организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных учащихся;

-         Организация мониторинга развития одаренных учащихся.

 

3.     Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса.

-         Выбор педагогов для работы с одаренными учащимися.

-         Формирование учебных групп из одаренных учащихся (с разной целевой направленностью).

-         Выбор стратегии обучения для каждого одаренного учащегося ( обогащение, ускорение, экстернат, др.)

-         Разработка программ индивидуальной работы с одаренными учащимися.

-         Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.

-         Предоставление свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защиты творческих работ.

 

 

 

4.     Организация работы с одаренными учащимися  во внеурочной деятельности.

Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

-         Организацию кружковой работы;

-         Организацию спецкурсов по выбору;

-         Работу в Малой Академии;

-         Организацию олимпиад по учебным предметам;

-         Организацию проектной деятельности;

-         Организацию экскурсий  и т.д.

-         Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).

-         Организацию ученических научных конференций.

-         Создание клубов по интересам.

-         Организацию предметных выставок.

-         Организацию вечеров и праздников.

-         Организацию лекционных обществ.

-         Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

-        Образовательные туристические поездки.

-         Организация предметных декад, дней профиля.

-         Проведение летних профильных практик.

 

5.     Материально-техническое и информационное обеспечение.

-         Обеспечение нормальной наполняемости классов.

-         Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам.

-         Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями,                        методической, научной и художественной литературой.

-         использование сети INTERNET.

-         Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

 

 6.       Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение  лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

      Понятие одаренности.

      Виды одаренности.

      Одаренность и пол.

      Интроверсия.

      Психологические аспекты одаренности.

      Профориентация одаренных детей.

      Социальная адаптация одаренного ребенка.

 

  
   ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
и особенности работы с ними

 

  Развитие креативных способностей младших школьников

 

  РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ в МБОУ «Каратузская СОШ»

 

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".